Открытые и закрытые системы автоматизации

  Тема столько раз обсуждаемая... И сегодня пришлось на нее ответить... Есть ресторанное решение на 1С и есть ресторанное решение от  ... Вопрос задали один: - сравни нам эти два решения. Я попытался объяснить примерами - что ВАЗ с Мерседесом не сравнить, но как это часто бывает - это все пустые разговоры. 

Ну что ж - поехали. 1С - это открытая система, достаточно гибкая, позволяющая автоматизировать документооборот так, как хочется заказчику. Есть большая армия специалистов, которая за дополнительную плату может сделать любой вид отчетов, и настроит все, что не попросят. Мало того, большое количество обученных людей - бухгалтеров, кладовщиков работающих с 1С всегда присутствует на рынке труда.

Итого - что мы получаем: Универсальный, недорогой, открытый для изменений продукт, на котором всегда найдутся кадры. Это плюс? Да, это - огромный плюс.

Я много лет проработал - занимаясь конфигурированием на различных платформах. Да, 1С - это отличная платформа для автоматизации быстро изменяющихся бизнес процессов. Если что-то изменилось сегодня - в отчетностях, в бухгалтерском учете, в формах документах - то и результат можно получить сегодня, не ожидая, когда разработчики закрытых платформ наконец-то сделают что-то, что соответствует реалиям сегодняшнего дня. Итак, второй плюс - это скорость реакции платформы на изменения в бизнес - процессах. (Достаточно вызвать "мальчика", который за $ все сделает).

Все что я сейчас сказал, казалось бы, хоронит тему закрытых систем. Ведь итог: Есть люди, которые уже обучены как в ней работать. Есть люди, которые будут ее обслуживать, легко настраиваемая, с высокой скоростью обновлений. Казалось бы хорошо. И это действительно будет работать - но, и люди, которые действительно работали  с 1С, меня сейчас поймут:  после любых изменений (дописки, доработки) - теряется один плюс - высокая скорость обновлений. Ведь после работы "мальчика" - вы уж не сможете просто взять официальное обновление и обновить свой программный продукт, возникнут сложности с тем, что ваша оплаченная доработка может попросту исчезнуть.

ДА! Можно воспользоваться несколькими путями обхода - писать внешние обработки, делать что-то через дополнительные возможности, но если понадобится что-то изменить в структуре документа при доработке - а потом взять обновление - ваши потраченные $ просто могут пропасть - а с ними и часть данных... Я - утрирую конечно, но суть такова. Стоит только один! раз заплатить за доработку 1С - и вы рискуете при каждом следующем обновлении платить еще раз - раз ваша конфигурация была изменена.

Итого: Открытая система, в которой не рекомендуется ничего менять - зачем вам это? Хотя, возможно у вас есть в штате программист, который ее поддерживает? Сколько сейчас стоит программист в месяц? А может, вы уверены - что из фирмы, которая вас обслуживает, приедет грамотный специалист и будет помнить, что у вас изменялось?

Поехали дальше.

А кто сказал, что система открыта? Мы можем взять любую из специализированных конфигурации - тот же Астор, Штрих, Рарус - половина конфигурации зашита в ключ, чтобы ВЫ ничего не смогли сами исправить... Да, можно написать дополнительный отчет, ну и все... а как же гибко изменяемые бизнес процессы? Конечно, можно приложить массу усилий для изменения, и в итоге получить свой собственный продукт - но стоило бы платить за это $? А если после этого придет обновление?

ХМ... чем дальше в лес…

Кстати... те, кто пытался ограничить права доступа в 1С - меня поймет. Это очень тяжело - что в 7.7 что в 8. Принцип универсальности не позволяет до конца убрать информацию из доступа пользователя - чего стоит общий журнал в 7.7 - я пытался разграничить пользователей по подразделениям - по праву доступа, кому-то на просмотр, кому-то на редактирование, а кто-то видит что есть документ расходная накладная - но не видит ни контрагентов, ни сумм, ни даже номера с датой и временем.. Мне это удалось... но у меня своя с "нуля" писаная конфигурация... я могу "резвится" в ней как захочу... А сделайте это в наполовину закрытых "открытых" конфигурациях... Получится? Не уверен... Так что проблема с доступом и безопасностью, очень и очень большая - в системе, где по умолчанию все разрешено - вплоть до уничтожения вашего товароучета - специально или ненамеренно.

Теперь о кадрах... Специализированные системы - обычные франчайзи на обслуживание не возьмут - значит вами будут заниматься специализированные кадры тех фирм - которые вам продали эти конфигурации или высокооплачиваемые (очень) специалисты. И варианта здесь два:  на все ваши просьбы о доработке - вас будут отсылать к разработчику, или просить большие суммы за доработку - просто никто другой вам в этом помочь не сможет...  Или он будет разбираться очень долго...

Калькуляторы, администраторы ресторанов - тоже специализированные кадры... И за плечами у них бывают тоже разноплановые системы автоматизации. В том числе и прекрасное знание уязвимостей и обходных путей в учетном софте. И тут опять упремся в безопасность...

Что-то я запутался: Получается что у меня отличная, открытая платформа, на которой умеет работать куча народа, но в результате получается система, в которой можно добавлять только отчеты и писать какие-то сервисные обработки, т.е. не является открытой, которая имеет большие проблемы с безопасностью и доступом, и на практике - после внедрения не обновляется???  Хм.. а чем же оно отличается от любой другой закрытой системы? Любимым 1С-интерфейсом... брр... он даже не скинуется ;)? Знакомыми багами и болезнями?

Я еще ничего не говорил про конкретные ошибки всех 1С систем. К примеру - это размер баз данных. Со временем 1С "затухает"... работает все медленней и медленнее - и под нее нужно выделять все больше и больше ресурсов... Яркий пример - после двух лет работы - файл выгрузки для касс - там обновляется только меню - в одном из обслуживаемых нами ресторане дошел до 35 метров. Они 15 минут каждое утро ждут, пока появится обновление...

Можно списать на "кривизну" рук разработчика, но проблема в том, что данные из 1С 100% до конца удалить невозможно...  ссылочная целостность... млин...

Можно списать на отсутствие сисадмина...  Можно, но получается, что 1С вынуждает каждодневно тратить время на администрирование системы. Иначе партии улетают в минуса, откуда-то возникает пересортица, кто-то перепровел документы задним числом и точка границы последовательности улетела хрен знает куда... кто-то пометил на удаление документ из прихода - по которому уже прошло списание... и т.д.

Конечно - этого хватает и в любой закрытой системе - но ни в одной из них я не видел - чтобы на сутки запускалась обработка по восстановлению границы последовательностей и пять человек тупо слонялись по офису....

Есть еще одно уязвимое место в автоматизации - это универсальный персонал - для универсальных "открытых" систем. Это когда за компьютером - в одной и той же программе, работает бухгалтер-калькулятор-кладовщик, который ко всему прочему может быть еще и администратором... Да, я  прекрасно понимаю хозяина бизнеса - минимум издержек - и все казалось - бы работает... Но выдерни этого человека... или что-то произойдет с этой "единой" базой - и все. Продажи не бьются, а если бьются то только по ККМ, учета нет... ответить на вопрос - какая маржа у нас сегодня - никто не сможет...

Я могу подбить итог - получается - что такие системы предназначены - для небольших заведений, в которых очень тесные - вплоть до родственных связей, и все что им нужно - это подсчет выручки... Семейный бизнес... так зачем там автоматизация вообще?

Ведь это можно делать и на обычном кассовом аппарате... но, не все проходит через него... экономить так на всем... и возникают тетрадки, в которых указаны неплательщики, и расход на них... и еще куча разных вещей - которые не поддаются автоматизации и о них необходимо помнить... Получается - что автоматизация в таких заведениях на 1С - это просто автоматизация этих блокнотов... и не больше... По сути – получается,  что списание продуктов здесь идет не на основании продаж - а по результатам фактической ежедневной инвентаризации...

Интересно - а что мы еще автоматизируем на таких системах - точно, мы автоматизируем учет заказов на кухню... принтер печатает на кухню бумажку - с тем, что нужно приготовить. Но это есть у всех.

Что-то картинка для автоматизации заведения на универсальных "открытых" для изменения конфигурациях  не самая радужная. Но бьет она точно - это малый и сверхмалый, часто семейный бизнес, в котором может быть только официанты - постоянно меняющийся персонал. Но в таких заведениях практически не нужно от учетной системы и 10% того что она предоставляет... в никаких доработках она не нуждается... Достаточно знать, сколько выручки, и может быть налажен приход и инвентаризация. За последнее отвечает только один человек, он же может совмещать эту работу и быть администратором кафе... Ну а кражи и потери в таких заведениях практически невозможно выявить...

Может, попытаемся представить, когда в ресторане  (а речь пойдет именно о Ресторане) все сделано так чтобы риски по персоналу были минимизированы, но люди при этом работали в специализированной конфигурации 1С. Нам понадобится для этого калькулятор (есть такая профессия - расходы считать), заведующий складом, администратор ресторана, оператор прихода - расхода, бухгалтер. Бухгалтер - сразу скажу - в общей системе работать не сможет - у него есть своя система - которую раз в месяц необходимо обновлять... поэтому между специализированной конфигурацией и 1С: Бухгалтерия настроен (возможно) - обмен. Заведующий склада - в системе работать не может - по соображениям безопасности (он должен знать сколько у него товара, исключительно по накладным, а не по остаткам в системе)... иначе излишки начнут забираться с собой... Кто остается - Администратор ресторана, оператор прихода, калькулятор... Каждый имеет доступ ко всему - что делает сосед...

Администратор спокойно видит себестоимость продуктов на приходе, видит, что указано в калькуляционной карте.

Оператор прихода видит продажи.

Калькулятор вообще все знает...

И все делают выводы - с кем договорится, и что прихватить с собой на работу - или с работы... Иметь права в системе которые иметь должен только хозяин... ну, не мне это решать. Проблема безопасности в ресторанах стоит очень остро. Грамотные управленцы ставят системы видеонаблюдения, и всячески разграничивают доступы...

Идеально - если у каждого есть свое собственное приложение - дальше функционала которого он не может ничего сделать. У кассира свое - может только пробить чек, у официанта свое, у бармена свое, у администратора, у калькулятора свое... и т.д. Каждый ограничен в своих правах, как должностной инструкцией, не влево - не вправо ...

Но такие штуки возможны уже только на закрытых системах... или, при высококачественном конфигурировании "открытых" специализированных систем... при тщательном анализе и разрезке интерфейсов и прав доступа. Но если так делать - то внедрение занимает не неделю-две, а несколько месяцев.

Но... как раз так никто не делает... Обучение занимает от силы несколько часов по схеме "взлет-посадка"... И внедренцы с гордым видом удаляются - дело сделано... а то что клиент позвонит завтра - что у него что-то не списывается - или он не понимает что происходит - ничего страшного... за деньги "высококвалифицированный" специалист приедет и расскажет, что Вы все делаете неправильно - делать так-то и так.... возьмет $  и уедет... и так до тех пор - пока к Вам не придет понимание - что "как-бы" автоматизация "как-бы" работает...

Бороться с этим можно - даже нужно... но, если клиент выбрал себе 1С решение - нужно просто вручить ему свою визитку, и сказать следующее: "Ждем вас через год, ну а если проблемы с безопасностью возникнут раньше - позвоните по этому телефону"...

Теперь давайте поговорим о ценах... Любое "Открытое" решение получается в два раза дешевле - чем в сравнении с "закрытыми" системами... Это - минус всех закрытых систем автоматизации...

Но давайте вспомним - что Вам говорили про 1С конфигурацию при продаже... Вы всем этим пользуетесь? Сколько людей у вас работает? Сколько вы уже списали на потери? Какая текучка персонала? Вы готовы ставить систему видеонаблюдения? Вы готовы видеть состояние заказов в зале, контролировать отказы в реальном времени? Вы готовы подстраховать себя в будущем от недобросовестных действий персонала? И готовы ли вы вообще платить за систему - которую нужно дорабатывать, да еще и платить за это?

Если Вам ничего этого не нужно, вы только начинаете свой небольшой бизнес, и с безопасностью проблем не будет - то можете взять любую систему, которая вас устроит... а лучше всего начать с амбарных и кассовых книг...

А если вы профессионал, если у вас все разложено по полочкам, и контроль за бизнесом - это ваше любимое занятие, то вы тоже можете взять любую систему... Поскольку, неважно есть ли у вас автоматизация вообще - она вам потребуется только для того, чтобы ускорить оперативную работу своих сотрудников, которые тратят много времени для похода на кухню, расчет списаний, приход товара, и прочих рутинных операции... а в виде плюса получите моментальный оперативный срез состояния Вашего заведения. Возможно, что в этом случае закрытая система даст что-то большее, чем простое ускорение... она даст эффективный инструмент контроля...

Ну и Сухая реклама...

Любая закрытая система работает по своей собственной технологии, обеспечивает высокий уровень отказоустойчивости, высокий уровень безопасности и дает удобные инструменты контроля и управления. Она стоит там, где за персоналом следят также как и за уровнем продаж, и остатками на складе.


По материалам форума http://forum.f-trade.ru